Т Е М Ы
дополнительных занятий по ПДД на классных часах
1 класс
• Город, округ, где мы живем.
(Город, в котором мы живем. Его достопримечательности. Улицы микрорайона. Домашний адрес. Место нахождения школы.)
• Что мы видим на дороге.
( Улица. Тротуар. Проезжая часть. Почему проезжая часть опасна)
• Транспорт.
(Какой транспорт ходит в нашем городе? Какие вы знаете автобусные ( троллейбусные маршруты)?
• Мы идем в школу.
(Пешеход - кто это? Разбор конкретных маршрутов учащихся в школу и обратно. Особенности движения пешеходов осенью и зимой).
• Наши верные друзья.
(Что поможет безопасно перейти проезжую часть. «Зебра»,подземный пешеходный переход , Светофор, дорожные знаки, регулировщик дорожного движения).
• Утренник. "Посвящение первоклассников в пешеходы".
(Методичка. Газета Добрая дорога детства № 16-17 ( 34-35)
август- сентябрь 2002 года)
• Мы пассажиры.
( Общие обязанности пассажиров. Правила посадки и высадки. Поведение в общественном транспорте).
• Знакомство с дорожными знаками.
( Знакомство со значением некоторых, часто встречающихся в микрорайоне школы и по месту жительства дорожных знаков и указателей, а также с другими знаками и указателями, необходимыми пешеходу).
• Где можно играть?
( Почему нельзя играть на улицах и дорогах? Опасность игр у дорог).
• Подведение итогов.
( Повторение знаний ПДД. Инструктаж перед летними школьными каникулами. Особенности движения на загородных дорогах. Катание на велосипедах по улицам дачных поселков.)
Т Е М Ы
дополнительных занятий по ПДД на классных часах
2 класс
• Улица полна неожиданностей.
( Как правильно переходить дорогу. Разбор конкретного маршрута)
• Транспорт.
( Какой транспорт ходит в нашем городе? Остановки маршрутного транспорта в микрорайоне. Схематическое изображение микрорайона).
• Правила поведения на улице.
( Где нужно ходить по улицам? Дисциплина на улице - залог безопасности движения)
• Особенности движения транспорта и пешеходов на осенних и зимних улицах.
(Наиболее опасные и безопасные места для движения пешеходов. Опасность зонтов, капюшонов).
• Сигналы светофора.
( Назначение светофора, значение сигнала светофора. Пешеходный светофор).
6. Это должны знать все.
(Зачем нужно знать правила дорожного движения пешеходу и водителю)
• Мы пассажиры.
( Где разрешается ожидать общественный транспорт. Как надо обходить стоящий трамвай, троллейбус, автобус? В чем опасность
внезапного выхода на проезжую часть из-за стоящего транспорта).
• Дорожные знаки.
( Рассказать, показать или нарисовать дорожные знаки, встречающиеся по дороге в школу, объяснить их значение. Рассказать о других дорожных знаках).
Тему можно раскрыть в форме игры, викторины или конкурса
рисунков.
• Весенние дороги.
( Особенности весенних погодных условий, затрудняющих дорожное движение ( тающий снег, гололед, туман, дождь). Места для катания на самокатах, роликах, велосипедах).
• Инструктаж перед летними школьными каникулами.
( Внимательность и осторожность при играх во дворах жилого сектора, особенности движения на загородных дорогах).
Т Е М Ы
дополнительных занятий по ПДД на классных часах
3 класс
• Мы идем в школу.
(Микрорайон в котором находится школа. Улицы вокруг школы. На каком транспорте можно доехать до школы? Остановки маршрутного транспорта рядом со школой
• Я пешеход.
(Умение правильно выбрать наиболее безопасный путь. Как пройти по более сложному маршруту к школе. Где и как правильно перейти улицу? Не можешь сам перейти улицу - попроси взрослого помочь).
• Осенние дороги.
( Лужи, грязь - препятствия дорожному движению. Плохая видимость в дождь и туман. Особая осторожность пешеходов на дорогах осенью. Инструктаж о безопасности движения во время осенних каникул).
• Это должны знать все.
( Правила дорожного движения - закон для водителей и пешеходов. Примеры о последствиях нарушений ПДД. Какой вред приносят нарушители правил.)
• Знатоки дорожных знаков.
( Какие существуют группы знаков, их символика и назначение).
• Наши верные друзья.
( технические средства регулирования дорожным движением, дорожные знаки, пешеходные переходы и их виды, «ИДН» -искусственная дорожная неровность- «лежачий полицейский», светофоры и их виды, работа сотрудников ГИБДД).
• Движение по улицам.
( Движение пешеходов по тротуарам улицы и обочине дороги. Правосторонне движение и история происхождения этого Правила . Перекрестки и их виды).
Тема может быть раскрыта практическим занятием и на конкретных
Примерах участников дорожного движения на улице около школы.
• Что такое закрытый обзор.
( Дорожные ситуации, когда опасность скрыта от пешеходов за кустами, деревьями, стоящим или движущимся транспортом).
• Дорожно-транспортные происшествия.
( Виды происшествий. Причины их возникновения. Как правильно вести себя на улице, чтоб не произошло несчастье).
• Повторение пройденных тем. Инструктаж перед летними школьными каникулами.
Т Е М Ы
дополнительных занятий по ПДД на классных часах
4 класс
• ПДД.
( Соблюдение правил дорожного движения - залог безопасности пешеходов. Разбор конкретных случаев дорожно-транспортных происшествий, их причины).
Использовать материалы и статистику предоставленные отделом ГИБДД на августовском совещании.
• Элементы улиц и дорог.
( Дорога, ее составные части- проезжая часть, обочина, кювет, пешеходная и велосипедная дорожка, Дорожная разметка и дорожные знаки. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика. Сигналы подаваемые водителями транспортных средств. Одностороннее и двустороннее движение).
• Безопасность пешеходов.
( Типичные опасные ситуации на дорогах с пешеходами. Распознание типичных «ловушек» на дорогах.)
• Виды транспортных средств.
( Любой движущийся транспорт - угроза безопасности человека)
• Погодные условия.
( Особенности движения водителей и пешеходов в зависимости от погодных условий и времени года).
• Железнодорожный переезд.
( Поведение школьников вблизи железнодорожных путей. Правила перехода и переезда через них. Охраняемые и неохраняемые переезды).
• Велосипед.
( Правила дорожного движение о правах и обязанностях велосипедистов).
• Дорожные знаки.
( Викторина по знанию дорожных знаков).
• Законы дорожного движения.
( Культура транспортного поведения, история дорожного движения и современность).
• Повторение изученного материала. Инструктивная беседа перед летними школьными каникулами.
Т Е М Ы
дополнительных занятий по ПДД на классных часах
5 класс.
• Транспорт.
( Интенсивность и скорость движения городского транспорта. Как определить расстояние до приближающегося транспортного средства. Как безопасно перейти дорогу. Стоящий транспорт - как его обходить).
2. Государственная инспекция безопасности дорожного движения.
( Предназначение и задачи решаемые ГИБДД).
• Знаем ли мы Правила дорожного движения.
( Причины дорожно-транспортного травматизма. Невыполнение пешеходами правил дорожного движения, не соблюдение пассажирами правил поведения в транспорте, недисциплинированность на улице и в транспорте).
4. Тормозной и остановочный путь .
( Понятие тормозного и остановочного пути. Может ли машина сразу остановиться. Тормозное расстояние).
• Опасность для ребенка в дорожных ситуациях.
(связанных с закрытым обзором, испугом, ошибочным прогнозом, неожиданным выходом на проезжую часть).
• Правила езды на велосипеде, мопеде.
( ПДД о правах и обязанностях водителей веломототранспорта основные правила езды и меры безопасности).
• Культура поведения.
( ответственность за нарушения правил дорожного движения. Ребячество. Неправильное понимание геройства).
• Погодные условия влияющие на безопасность дорожного движения.
( Особенности движения в осенне-зимний, весенний период года. Предметы мешающие обзору дороги).
• Предупредительные сигналы водителя.
( оборудование автотранспорта специальными сигналами, их значение и порядок применения. Действия пешеходов при подаче сигналов поворота или специальных звуковых сигналов).
10. Итоговое занятие.
( Особенности движения водителей и пешеходов на загородных дорогах в темное и светлое время суток).
Т Е М Ы
дополнительных занятий по ПДД на классных часах
6 класс
• Город как источник опасности.
( Современный город без светофоров, дорожных знаков, переходов возможно ли это? Особенности города. Автомобильное движение в современном городе. Пешеход на улицах города).
• Культура дорожного движения
( Взаимная вежливость участников дорожного движения ).
• Дорожно-транспортный травматизм.
( Разбор причин дорожно-транспортных происшествий на территории округа. Условия способствующие возникновению ДТП с участием детей. Статистика детского дорожно-транспортного травматизма).
Использовать материалы предоставленные отделом ГИБДД .
• Когда ты становишься водителем.
(Основные правила движения на веломототранспорте. Сигналы подаваемые при движении на велосипеде, мопеде.
Движение велосипедистов группами).
• Дорожные знаки и дополнительные средства информации.
( Знание требований дорожных знаков. Значение групп дорожных знаков. Номерные, опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах)
• Транспорт и дети во дворе.
( Причины возникновения дорожно-транспортных происшествий во дворах жилого сектора. Меры предупреждения).
• Основной принцип безопасности пешехода.
( Обзор дороги. Предметы мешающие видеть обстановку на дорог, в т.ч. предметы одежды и обихода ( зонты, очки). Скрытые движущиеся автомобили. Погодные условия. Особенности перехода проезжей части по регулируемым и нерегулируемым пешеходным переходам).
• Ответственность за нарушения ПДД.
( Правовая ответственность - административное законодаительство. Плата за совершение нарушений - здоровье
и человеческая жизнь).
• Итоговое занятие.
( Повторение пройденного материала. Безопасность в дни летних школьных каникул. Культура поведения на дороге).
Т Е М Ы
дополнительных занятий по ПДД на классных часах
7 класс
• История создания средств организации дорожного движения.
( Светофор: создание и совершенствование. Современные конструкции светофора. Первый жезл для регулирования движения. Дорожные знаки и их модификация. Дорожная разметка.
• Очевидцы ДТП и нарушений ПДД.
( Разговор о ДТП и грубейших нарушениях Правил дорожного движения на перекрестках и пешеходных переходах, увиденных глазами детей. Оценка детьми таких правонарушений. Возможные или действительные последствия происшествий).
• Типичные «ловушки».
( Ситуации на дорогах способствующие возникновению происшествий. Закрытый обзор. Ошибочный прогноз. Пустынная улица. Отвлечение внимания.).
• Специальное оборудование автотранспорта.
( Осветительные приборы, сигналы поворота. Специальные звуковые и световые сигналы. Опознавательные знаки транспортных средств (автопоезд, учебный автомобиль и т.д.)
• Детский дорожно-транспортный травматизм.
( Основная причина детского дорожно-транспортного травматизма - неосознание опасностей последствий нарушений ПДД. Конкретные примеры и статистические данные. Ответ на вопрос- можно ли было избежать ДТП, как следовало правильно поступить ребенку?)
• Культура дорожного движения.
( ПДД - составная часть правил культурного поведения человека в общественной жизни).
7. Общественный транспорт.
(Правила поведения в общественном транспорте. Аварийная ситуация для пешеходов, находящихся на остановках общественного транспорта. Выход на проезжую часть при ожидании общественного транспорта в зоне остановки (особенно в дождливую, снежную погоду, при гололеде).
• Я - водитель.
( Ваши действия за рулем при обнаружении опасности на проезжей части. Предупредительные действия за рулем, если в зоне видимости на тротуаре или на обочине стоит ребенок или пожилой гражданин).
• Итоговое занятие.
( Особенности движения транспорта и пешеходов на загородных трассах в летний период года).
Т Е М Ы
дополнительных занятий по ПДД на классных часах
8 класс.
• Россия - автомобильная держава.
( Автотранспортный цех России. Виды автотранспорта и перевозок. Зависимость безопасности на дорогах от количества автотранспорта. Сравнительные примеры с другими странами
Европы).
• Остановочный путь автомобиля.
( Составные части остановочного пути .Невозможность мгновенной остановки автомобиля. Труд водителя.
Транспорт- источник повышенной опасности)
• Безопасность пешеходов.
( Изучение типичных опасных ситуаций. Выработка правильного поведения на улицах. Переключение внимания на зону повышенной опасности. Умение предвидеть и предугадать возникновение опасности).
• ДТП и их последствия.
( Тяжесть травм, полученных в ДТП. Последствия- повреждение внутренних органов, переломы, черепно-мозговые травмы, инвалидность).
• Веломототранспорт.
( Основные правила и требования к водителям веломототранспорта. Особенности перевозки пассажиров).
• Организация дорожного движения.
( Светофор - значит «несущий свет».Технические средства регулирования. Установка технических средств на улицах города)
( знаки, разметка, ИДН -лежачий полицейский и т.д. )
Работа сотрудников ГИБДД по организации дорожного движения).
• Я и дисциплина.
( Нарушаете ли Вы требования ПДД, сознательно или ошибочно. Были ли Вы свидетелем грубейших нарушений ПДД близкими Вам людьми. Ваша реакция. Ваше общение и общение близких людей с сотрудником ГИБДД).
• Реальная опасность для жизни и здоровья детей в дорожном движении.
( Предотвращение опасности для детей, создаваемой участниками дорожного движения: водителями, пешеходами, пассажирами. Навыки безопасного поведения на дороге).
• Итоговое занятие.
(Повторение пройденного материала. Особенности движения в летний период в городе и загородм).
Т Е М Ы
дополнительных занятий по ПДД на классных часах
9 класс
• Автомобильный транспорт.
( Транспорт как средство передвижения. Легковой, грузовой, специальный транспорт. Конструирование и изготовление надежных автомобилей, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств. Государственный технический осмотр).
2. Основы правильно поведения на улице и дороге.
( Спокойное и уверенное поведение на улице, самоконтроль за своим поведением в зоне повышенной опасности, наблюдение за дорожной ситуацией.)
3. Вандализм на дорогах и транспорте.
( Сколько стоит светофор? Повреждения дорожных знаков и указателей. Последствия их повреждений для участников
дорожного движения. Повреждения автотранспорта. Административная и уголовная ответственность).
4. Культура дорожного движения.
( Необходимое условие повышения безопасности дорожного движения - культурное поведение на улицах. Взаимная вежливость участников дорожного движения).
• Ответственность за вред причиненный малолетними участниками дорожного движения.
( Ответственность несовершеннолетних за нарушения ПДД, совершение дорожно-транспортных происшествий, угон автотранспорта).
• Опасность на переходе, оборудованном светофором.
( меняющийся сигнал светофора, переход на только что загоревшийся зеленый сигнал, грубые нарушения ПДД со стороны водителей при проезде на красный сигнал светофора).
• Опасность на нерегулируемом пешеходном переходе.
( неправильная оценка скорости и расстояния приближающегося транспортного средства, грубейшие нарушения ПДД водителями при проезде нерегулируемых пешеходных переходов)
• Организация дорожного движения
(Проектирование, строительство, реконструкция, оборудование и содержание дорог в безопасном состоянии).
• Итоговое занятие.
( Как ты знаешь правила дорожного движения.)
Т Е М Ы
дополнительных занятий по ПДД на классных часах
10 класс
• Культура дорожного движения.
( Повышение культуры транспортного поведения - источник снижения аварийности на дорогах России).
• Причины дорожно-транспортных происшествий.
( Статистические данные по городу и округу. Бессмысленный риск своей жизнью и жизнью окружающих людей).
• Правила дорожного движения и правила личной безопасности на дорогах.
( Предупредительные действия участников дорожного движения для предотвращение ДТП. Компенсация ошибок других участников движения своими предупредительными действиями).
• Источник повышенной опасности.
( Ответственность юных водителей за нарушения ПДД)
• Особая категория участников дорожного движения.
( Пожилые люди и дети в условиях Мегаполиса)
• Государственная инспекция безопасности дорожного движения.
( Мужская профессия. Романтика и будни. Дирижер Московских улиц).
• Опасные ситуации на дорогах.
( Отвлечение внимания от дороги .Автобус на противоположной стороне. Переход проезжей части, с ожиданием на разделительной полосе. Правильная оценка скорости транспорта и времени для перехода.)
• Подготовка водительских кадров.
( условия обучения и сдачи экзаменов на получение водительского удостоверения. Воспитание грамотных участников дорожного движения.)
• Итоговое занятие.
( Повторение пройденного материала. Профилактический рейд ГИБДД « Здравствуй, лето!»)
Т Е М Ы
дополнительных занятий по ПДД на классных часах
11 класс
• ПДД.
( Изменения и дополнения в действующие правила дорожного движения).
• Ответственность за нарушения ПДД.
( Уголовная и административная ответственность. Наложение административных взысканий на пешеходов. Гражданская ответственность за причиненный вред ).
• Город твоими глазами.
( Недостатки в организации дорожного движения, делающие передвижение учащихся по улицам опасным).
• Агрессия на дорогах.
( Причины вызывающие агрессию у участников дорожного движения. Меры по снижению собственной агрессии - отказ от соперничества и терпимое отношение к ошибкам других участников движения, отказ при необходимости от своего приоритета).
• Современный водитель и пешеход.
( Скоростной автотранспорт. Физические требования к современному водителю. Значение вежливости, дисциплинированности, предупредительности, аккуратности для обеспечения безопасности движения транспортных средств. Воспитание грамотных и уважительных участников дорожного движения).
• Внимательность на дороге при подготовке к выпускным экзаменам.
( Ничто не должно отвлекать внимание от зоны повышенной опасности - дороги. Навык переключения на самоконтроль).