Павловой В.А. разработана авторская программа «Деятельность экологического направления творческого объединения учащихся «Исследователи» - как инновационная форма эколого-краеведческой работы в школе».
Проблемы, решению которых будет способствовать ИП. Важным звеном современного образования сегодня являются экологическое образование и воспитание. Наука и общество только выиграют, если наблюдение за окружающей средой перенести в школу и разработать программу школьного экологического мониторинга. Однако составить такую программу трудно: в школе отсутствует специальное оборудование, не хватает методической литературы, имеющиеся методики сложны. Отсюда вытекают требования к организации методик школьного экологического мониторинга: простота, использование преимущественно визуальных методов слежения за состоянием природы, элементарных физико-химических анализов, базирование на краеведческом принципе, составление с учётом возраста учащихся.
Сфера и круг использования. Предлагаемую программу эколого-краеведческой работы можно рассматривать как методическое пособие, которое поможет учителям и педагогам дополнительного образования в организации учебной, внеурочной и внеклассной работы в природе. Дополнительная образовательная программа адресована учащимся 7-11 классов, проявляющим интерес к предметам натуралистического профиля.
Цель ИП. Создать условия повышения мотивации достижений учащихся при изучении естественных наук на основе организации внеклассной работы. Содействовать комплексному восприятию природы, синтезу естественнонаучных и гуманитарных знаний и на этой основе проявлению способностей ученика, гармонизации его личности, целостному восприятию картины мира, осознанию экологических проблем.
Задачи ИП.
1.Создание условий для развития исследовательской, творческой и практической деятельности учащихся во внеклассной работе.
2.Формирование когнитивной сферы учащихся (логического мышления, аналитических способностей, умение критически изучать известные факты, активизировать образное мышление). Развитие коммуникативной и эмоцианально-волевой сферы воспитанников.
3.Развитие у детей чувства причастности к решению экологических проблем через включение их в различные виды деятельности по изучению и содействию улучшению местной экологической обстановки. Привлечение внимания к природному и культурному наследию родного края. Содействие профессиональному самоопределению и выбору творческой профессии.
Актуальность ИП. Занятия краеведением способствуют развитию у учащихся чувства патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию, побуждает познавательную активность, закаляет волю и укрепляет здоровье школьников, рационально и эффективно использует свободное время учащихся. Краеведческая деятельность подростков относится к видам деятельности, интенсивно развивающим в её участниках такие качества, как ответственность, самостоятельность, уважение прав человека, интерес к окружающим, к своей стране, чувства привязанности к родному краю, его истории, природе, людям.
Системность, последовательность и разносторонность использования в педагогической практике краеведческих знаний реально способствует изменению асоциального поведения подростка, развитию его интеллекта, а в следствии, через осознание своей полезности и нужности, ребёнок обретает социально-значимую жизненную позицию, при этом вбирая в себя лучшие высоконравственные качества человека и гражданина.
Содержание программы эколого-краеведческой работы.
Экологическое направление ТОУ «Исследователи» объединяет 3 кружка.
Целевые программы эколого-краеведческой работы.
1.«Цветоводство и фитодизайн». Возраст11-12 лет. 132 часа. От ДЭБЦ.
Задачи:
- Изучить основные принципы выращивания декоративных растений
в закрытых и в открытых помещениях.
- Разобрать приёмы и методы ухода за растениями.
- Научить способам размножения и лечения растений.
- Рассмотреть рекомендации по подбору растений к конкретным условиям помещения и открытого грунта в соответствии с требованиями..
2. «Окружающая среда и здоровье». Возраст 13-14 лет. 165 часов. От ДЭБЦ.
Задачи:
- Выявлять влияние среды на здоровье человека,
- Выявлять источники экологической опасности,
- Изучить принципы здорового образа жизни.
- Загрязнение ресурсов и здоровье.
3. «Юные исследователи природы». Возраст 14-17лет. 68 часов.
Направление «Школьный экологический мониторинг».
Задачи:
- Изучение естественных и социоприродных экосистем,
- Изучение методов мониторинга биоты, воздушной среды,
почв и водных объектов.
- Составление экологических паспортов исследуемых объектов.
Направление «Природное и культурное наследие малой родины».
Задачи:
- Повышение краеведческой грамотности и культуры, расширение
краеведческого кругозора учащихся,
- Развитие познавательного интереса учащихся в их
стремлении к самообразованию методами
проектно-исследовательской деятельности,
- Развитие у юношества гражданской ответственности и активной жизненной позиции.
- Привлечение внимания детей и взрослых к природному и культурному наследию родного края,
Направление «Социальная программа».
Содержание:
- Ежегодное проведение акций «Экологический десант», «Поможем птицам», «Древонасаждение», «Экология-безопасность-жизнь», «Живи, родник».
- Изучение, сохранение и преумножение исторических традиций бережного отношения к природе донских казаков.
- Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей.
Данная программа рассчитана на 5 лет.
Реализация программы строится по трём уровням обучения, для каждого ученика прохождение которых осуществляется в определённом темпе.
Первый (начальный) уровень образования.
Этот уровень рассчитан на освоение обязательного минимума содержания программного материала, направлен на развитие познавательного интереса учащихся в области краеведения и экологическое воспитание. В результате ожидается повышение активности школьников в поисково-исследовательской работе, развитие у них стабильного интереса к познанию своего края.
Второй уровень образования.
На этом уровне проводится обучение различным методикам исследований. В полевых условиях происходит сбор материала и накопление результатов исследования. Под руководством педагога выбирается тема исследования, ведётся экологический мониторинг, осуществляется участие в первых научных конференциях.
Третий уровень обучения.
Третий уровень – исследовательский – характеризуется использованием алгоритмических технологий в экологических исследованиях своего края. Учащиеся, прошедшие три уровня обучения становятся стажерами, работа которых заключается в помощи начинающим исследователям природы.
Продолжительность реализации программы.
1 этап (организационный): апрель-октябрь 2006 года,
2 этап (реализация программы): 2006-2010 годы,
3 этап (итоговый): 2010 год.
Результаты моей работы по авторской программе получили высокую оценку городской педагогической общественности. В 2011 году не только продолжаю работу по программе, но и подбираю материал для расширения направлений эколого-краеведческой работы.