"Здоровая школа" 

Интернет - проект МОУ СОШ № 10

г.Каменска - Шахтинского Ростовской области

 Павловой В.А. разработана авторская программа «Деятельность экологического направления творческого объединения учащихся «Исследователи» - как инновационная форма эколого-краеведческой работы в школе».

   Проблемы, решению которых будет способствовать ИП.       Важным звеном современного образования сегодня являются экологическое образование и воспитание. Наука и общество только выиграют, если наблюдение за окружающей средой перенести в школу и разработать программу школьного экологического мониторинга. Однако составить такую программу трудно: в школе отсутствует специальное оборудование, не хватает методической литературы, имеющиеся методики сложны. Отсюда вытекают требования к организации методик школьного экологического мониторинга: простота, использование преимущественно визуальных методов слежения за состоянием природы, элементарных физико-химических анализов, базирование на краеведческом принципе, составление с учётом возраста учащихся.

Сфера и круг использования. Предлагаемую программу эколого-краеведческой работы можно рассматривать как методическое пособие, которое поможет учителям и педагогам дополнительного образования в организации учебной, внеурочной и внеклассной работы в природе. Дополнительная образовательная программа  адресована учащимся 7-11 классов, проявляющим интерес к предметам натуралистического профиля.

Цель ИП. Создать условия повышения мотивации достижений учащихся при изучении естественных наук на основе организации внеклассной работы. Содействовать комплексному восприятию природы, синтезу естественнонаучных и гуманитарных знаний и на этой основе проявлению способностей ученика, гармонизации его личности, целостному восприятию картины мира, осознанию экологических проблем.

Задачи ИП.

1.Создание условий для развития исследовательской, творческой и практической деятельности учащихся во внеклассной работе.

2.Формирование когнитивной сферы учащихся (логического мышления, аналитических способностей, умение критически изучать известные факты, активизировать образное мышление). Развитие коммуникативной и эмоцианально-волевой сферы воспитанников.

3.Развитие у детей чувства причастности к решению экологических проблем через включение их в различные виды деятельности по изучению и содействию улучшению местной экологической обстановки. Привлечение внимания к природному и культурному наследию родного края. Содействие профессиональному самоопределению и выбору творческой профессии.

Актуальность ИП.     Занятия краеведением способствуют развитию у учащихся чувства патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию, побуждает познавательную активность, закаляет волю и укрепляет здоровье школьников, рационально и эффективно использует свободное время учащихся. Краеведческая деятельность подростков относится к видам деятельности, интенсивно развивающим в её участниках такие качества, как ответственность, самостоятельность, уважение прав человека, интерес к окружающим, к своей стране, чувства привязанности к родному краю, его истории, природе, людям.

     Системность, последовательность и разносторонность использования в педагогической практике краеведческих знаний реально способствует изменению асоциального поведения подростка, развитию его интеллекта, а в следствии, через осознание своей полезности и нужности, ребёнок обретает социально-значимую жизненную позицию, при этом вбирая в себя лучшие высоконравственные качества человека и гражданина.

Содержание программы эколого-краеведческой работы.

Экологическое направление ТОУ «Исследователи» объединяет  3 кружка.

Целевые программы эколого-краеведческой работы.

1.«Цветоводство и фитодизайн». Возраст11-12 лет. 132 часа. От ДЭБЦ.

Задачи:

  • Изучить основные принципы выращивания декоративных растений

   в закрытых  и в открытых  помещениях.

  • Разобрать приёмы и методы ухода за растениями.
  • Научить способам размножения и лечения растений.
  • Рассмотреть рекомендации по подбору растений к конкретным условиям помещения и открытого грунта в соответствии с требованиями..

2. «Окружающая среда и здоровье». Возраст 13-14 лет. 165 часов. От ДЭБЦ.

Задачи:

  • Выявлять влияние среды на здоровье человека,
  • Выявлять источники экологической опасности,
  • Изучить принципы здорового образа жизни.
  • Загрязнение ресурсов и здоровье.

3. «Юные исследователи природы». Возраст 14-17лет. 68 часов.

        Направление «Школьный экологический мониторинг».

Задачи:

  • Изучение естественных и социоприродных экосистем,
  • Изучение методов мониторинга биоты, воздушной среды,

      почв и водных объектов.

  • Составление экологических паспортов исследуемых объектов.

       Направление «Природное и культурное наследие малой родины».

Задачи:

  • Повышение краеведческой грамотности и культуры, расширение

              краеведческого кругозора учащихся,

  • Развитие познавательного интереса учащихся в их

стремлении к самообразованию методами  

проектно-исследовательской деятельности,

  • Развитие у юношества гражданской ответственности и активной жизненной позиции.
  • Привлечение внимания детей и взрослых к природному и культурному наследию родного края,

Направление «Социальная программа».

Содержание:

- Ежегодное проведение акций «Экологический десант», «Поможем птицам»,      «Древонасаждение», «Экология-безопасность-жизнь», «Живи, родник».

-   Изучение, сохранение и преумножение исторических традиций бережного отношения к природе донских казаков.

-    Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей.

    Данная программа рассчитана на 5 лет.

Реализация программы строится по трём уровням обучения, для каждого ученика прохождение которых осуществляется в определённом темпе.

Первый (начальный) уровень образования.

Этот уровень рассчитан на освоение обязательного минимума содержания программного материала, направлен на развитие познавательного интереса учащихся в области краеведения и экологическое воспитание. В результате ожидается повышение активности школьников в поисково-исследовательской работе, развитие у них стабильного интереса к познанию своего края.

                            Второй уровень образования.

На этом уровне проводится обучение различным методикам исследований. В полевых условиях происходит сбор материала и накопление результатов исследования. Под руководством педагога выбирается тема исследования, ведётся экологический мониторинг, осуществляется участие в первых научных конференциях.

                            Третий уровень обучения.

Третий уровень – исследовательский – характеризуется использованием алгоритмических технологий в экологических исследованиях своего края. Учащиеся, прошедшие три уровня обучения становятся стажерами, работа которых заключается в помощи начинающим исследователям природы.

Продолжительность реализации программы.

1 этап (организационный): апрель-октябрь 2006 года,

2 этап (реализация программы): 2006-2010 годы,

3 этап (итоговый): 2010 год.

Результаты моей работы по авторской программе получили высокую оценку городской педагогической общественности. В 2011 году не только продолжаю работу по программе, но и подбираю материал для расширения  направлений эколого-краеведческой работы.

   

 

Наши контакты

МОУ СОШ № 10 г. Каменск - Шахтинский

Адрес: 347800 Россия, Ростовская область, г. Каменск - Шахтинский, п. Просторный, 1


Телефон: 8(86365)73209

E-mail: sc10kam.mail.ru

Создать бесплатный сайт с uCoz