"Здоровая школа"Интернет - проект МОУ СОШ № 10 г.Каменска - Шахтинского Ростовской области |
|
Павловой В.А. разработана авторская программа «Деятельность экологического направления творческого объединения учащихся «Исследователи» - как инновационная форма эколого-краеведческой работы в школе».Проблемы, решению которых будет способствовать ИП. Важным звеном современного образования сегодня являются экологическое образование и воспитание. Наука и общество только выиграют, если наблюдение за окружающей средой перенести в школу и разработать программу школьного экологического мониторинга. Однако составить такую программу трудно: в школе отсутствует специальное оборудование, не хватает методической литературы, имеющиеся методики сложны. Отсюда вытекают требования к организации методик школьного экологического мониторинга: простота, использование преимущественно визуальных методов слежения за состоянием природы, элементарных физико-химических анализов, базирование на краеведческом принципе, составление с учётом возраста учащихся. Сфера и круг использования. Предлагаемую программу эколого-краеведческой работы можно рассматривать как методическое пособие, которое поможет учителям и педагогам дополнительного образования в организации учебной, внеурочной и внеклассной работы в природе. Дополнительная образовательная программа адресована учащимся 7-11 классов, проявляющим интерес к предметам натуралистического профиля. Цель ИП. Создать условия повышения мотивации достижений учащихся при изучении естественных наук на основе организации внеклассной работы. Содействовать комплексному восприятию природы, синтезу естественнонаучных и гуманитарных знаний и на этой основе проявлению способностей ученика, гармонизации его личности, целостному восприятию картины мира, осознанию экологических проблем. Задачи ИП. 1.Создание условий для развития исследовательской, творческой и практической деятельности учащихся во внеклассной работе. 2.Формирование когнитивной сферы учащихся (логического мышления, аналитических способностей, умение критически изучать известные факты, активизировать образное мышление). Развитие коммуникативной и эмоцианально-волевой сферы воспитанников. 3.Развитие у детей чувства причастности к решению экологических проблем через включение их в различные виды деятельности по изучению и содействию улучшению местной экологической обстановки. Привлечение внимания к природному и культурному наследию родного края. Содействие профессиональному самоопределению и выбору творческой профессии. Актуальность ИП. Занятия краеведением способствуют развитию у учащихся чувства патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию, побуждает познавательную активность, закаляет волю и укрепляет здоровье школьников, рационально и эффективно использует свободное время учащихся. Краеведческая деятельность подростков относится к видам деятельности, интенсивно развивающим в её участниках такие качества, как ответственность, самостоятельность, уважение прав человека, интерес к окружающим, к своей стране, чувства привязанности к родному краю, его истории, природе, людям. Системность, последовательность и разносторонность использования в педагогической практике краеведческих знаний реально способствует изменению асоциального поведения подростка, развитию его интеллекта, а в следствии, через осознание своей полезности и нужности, ребёнок обретает социально-значимую жизненную позицию, при этом вбирая в себя лучшие высоконравственные качества человека и гражданина. Содержание программы эколого-краеведческой работы. Экологическое направление ТОУ «Исследователи» объединяет 3 кружка. Целевые программы эколого-краеведческой работы. 1.«Цветоводство и фитодизайн». Возраст11-12 лет. 132 часа. От ДЭБЦ. Задачи:
в закрытых и в открытых помещениях.
2. «Окружающая среда и здоровье». Возраст 13-14 лет. 165 часов. От ДЭБЦ. Задачи:
3. «Юные исследователи природы». Возраст 14-17лет. 68 часов. Направление «Школьный экологический мониторинг». Задачи:
почв и водных объектов.
Направление «Природное и культурное наследие малой родины». Задачи:
краеведческого кругозора учащихся,
стремлении к самообразованию методами проектно-исследовательской деятельности,
Направление «Социальная программа». Содержание: - Ежегодное проведение акций «Экологический десант», «Поможем птицам», «Древонасаждение», «Экология-безопасность-жизнь», «Живи, родник». - Изучение, сохранение и преумножение исторических традиций бережного отношения к природе донских казаков. - Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей. Данная программа рассчитана на 5 лет. Реализация программы строится по трём уровням обучения, для каждого ученика прохождение которых осуществляется в определённом темпе. Первый (начальный) уровень образования. Этот уровень рассчитан на освоение обязательного минимума содержания программного материала, направлен на развитие познавательного интереса учащихся в области краеведения и экологическое воспитание. В результате ожидается повышение активности школьников в поисково-исследовательской работе, развитие у них стабильного интереса к познанию своего края. Второй уровень образования. На этом уровне проводится обучение различным методикам исследований. В полевых условиях происходит сбор материала и накопление результатов исследования. Под руководством педагога выбирается тема исследования, ведётся экологический мониторинг, осуществляется участие в первых научных конференциях. Третий уровень обучения. Третий уровень – исследовательский – характеризуется использованием алгоритмических технологий в экологических исследованиях своего края. Учащиеся, прошедшие три уровня обучения становятся стажерами, работа которых заключается в помощи начинающим исследователям природы. Продолжительность реализации программы. 1 этап (организационный): апрель-октябрь 2006 года, 2 этап (реализация программы): 2006-2010 годы, 3 этап (итоговый): 2010 год. Результаты моей работы по авторской программе получили высокую оценку городской педагогической общественности. В 2011 году не только продолжаю работу по программе, но и подбираю материал для расширения направлений эколого-краеведческой работы.
|
|
Наши контактыМОУ СОШ № 10 г. Каменск - ШахтинскийАдрес: 347800 Россия, Ростовская область, г. Каменск - Шахтинский, п. Просторный, 1 Телефон: 8(86365)73209 E-mail: sc10kam.mail.ru |